АлександраФинансирование МФО:

об источниках, доходах и тратах

 

 

Каждой организации для развития и эффективной работы нужно хорошее финансирование. В сфере микрофинансов вопрос фондирования стоит на первом месте. Если у компании не будет денег – она не сможет выдавать их клиентам, и, соответственно, осуществлять свою прямую деятельность. Об источниках финансирования МФО, доходах инвесторов организаций, выдающих займы, и о том, куда эти компании тратят деньги, рассказала Александра Моисеева, финансист МФО «МосСберФонд».

 

 

 

 

— Откуда МФО получает финансирование?

— Наша МФО имеет возможность использовать деньги инвесторов. Подчеркну, что только инвесторов: верят в нас только частные вкладчики, от государства мы не получаем никакой поддержки, несмотря на то, что наша работа помогает многим людям (например, избежать излишней закредитованности, разобраться с просрочками в банках и.т.д.). На государственное фондирование можно рассчитывать только для тем МФО, которые кредитуют малый и средний бизнес. Получить финансовую поддержку в банке тоже очень сложно. Причины отказов различны: кто-то считает нашу деятельность высокорисковой, кто-то говорит о высокой стоимости заемных средств. Есть компании, которые выпускают облигации и акции. Но делать это могут себе позволить только лидеры рынка — ведь для этого нужна популярность. Совершенно ясно то, что ограничение фондирования – это одна из главных проблем сферы микрофинансирования на сегодняшний день.

 

Зачем МФО так необходимы деньги инвесторов?

— Для многих микрофинансовых организаций поддержка частных вкладчиков – это единственная возможность держаться на плаву. Многие думают, что деньги инвесторов уходят на какие-то дорогостоящие покупки для компании. Нет. Основная масса средств уходит на выдачу займов, а то, что остается, в 99% случаев тратится на дополнительные рекламные каналы, которые организация не могла себе позволить при ограниченном бюджете. А реклама приносит популярность, и, соответственно, увеличивает шансы компании получить дополнительный источник финансирования. Каждый инвестор нашей компании получает подробную выписку, где показано, на что именно были потрачены его деньги. Не в наших интересах что-либо скрывать от наших же вкладчиков: они имеют право знать, как именно мы работаем.

 

— Могут ли деньги инвестора потрачены на что-то еще?

— Финансовое учреждение без инвесторов не будет иметь возможность стремительно развиваться. Поэтому, когда компания понимает, что может позволить себе расширение (и это расширение в конкретно взятом месте принесет прибыль), инвестиционный капитал тратится на открытие новых офисов. Для примера: чтобы запустить микрофинансовый бизнес в одном из городов Московской области, нужно не меньше миллиона. И это, подчеркиваю, хватит только на то, чтобы этот офис запустить (арендовать помещение, обустроить его, оформить, организовать рекламу, обеспечив начальным потоком клиентов, провести открытие). Но миллион будет потрачен, и выдавать клиентам будет нечего. Поэтому работа, связанная с привлечением инвестиционных средств, должна вестись параллельно с выдачей микрозаймов, и ни одна микрофинансовая организация не спешит открывать новые офисы без подробного исследования региона присутствия, а также достаточной финансовой поддержки.

 

— Какой доход получают ваши инвесторы?

От 18 до 28% годовых. Эти цифры по уровню доходности значительно превышают предложения любого из банков, поэтому сейчас быть вкладчиком МФО – очень выгодно. Наша компания предлагает возможность выбрать капитализацию процентов (если инвестор предпочитает копить прибыль) или ежемесячные выплаты. Посчитать очень просто: инвестору, вложившему, в среднем, 1 500 000 рублей, будем выплачиваться около 30 000 рублей каждый месяц.

 

— А как быть с рисками, ведь вложение денег в МФО их увеличивают?

— То, что вкладывать деньги в МФО рискованно – это, к сожалению, устоявшийся стереотип. На самом деле это совсем не так. Дело, скорее, в том, что важно уметь выбрать такую микрофинансовую организацию, которая предложит максимально выгодные условия и обеспечит безопасность вложению. Например, наша компания – одна из немногих МФО, страхующих деньги вкладчиков. Мы сотрудничаем со страховой компанией «Опора», работающей на рынке в своей сфере уже более 20 лет.

 

— Как, на ваш взгляд, привлечь дополнительное финансирование в МФО?

— Нужно популяризировать МФО в выгодном для них ключе, рассказывать о них правду и формировать положительное общественное мнение. Сейчас во всех СМИ слышно одно и то же: «МФО – зло, коллекторы – убийцы, депутаты закрывают МФО». А «рядовые» новости о том, что МФО вытаскивает людей из долговых ям, помогает следить за состоянием кредитной истории и.т.д. проходят мимо основной массы людей. Пока большая часть средств массовой информации будет распространять о нас негатив, мы так и будем искать финансирование самостоятельно.